Благовестие в эпоху онлайн

Благовестие в эпоху онлайн

“Итак, идите в Facebook, Instagram и Vkontakte и научите все народы” — возможно, так слова Христа звучали бы сегодня для нас.

Как церковь может выполнять великое поручение в период пандемии и глобального локдауна? Это может показаться парадоксальным, но чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вернуться в 16 столетие и посмотреть на успех распространения идей Реформации. 

В своей книге “Опасная идея христианства” Алистер Макграт выделяет три составляющих, которые ускорили движение обновления церкви:

  1. Проповедь на родном языке
  2. Печатный станок Гутенберга
  3. Публичные дебаты

Добавьте сюда же силу Божьего Слова, приправьте парой посвященных христиан, и вы получите Реформацию. 
Давайте посмотрим на эти три фактора. 

Проповедь на родном языке

Вместо непонятной литургии на латыни люди стали слышать в кирхах проповедь на родном языке. Вместо “hocuspocus” — кстати, это искажение непонятного для масс латинского возгласа ксендза в католической литургии во время евхаристии “hoc est enim corpus meum” - “сие есть тело мое” — люди начали слышать и понимать ясные проповеди на родном языке о благодати и любви Бога. 

Печатный станок

Гутенберг - это Илон Маск 16 столетия. Мартин Лютер постоянно использовал новейшие методы, которые помогали ему распространять Евангелие. Сначала он прибил свои известные 95 тезисов к дверям центрального костела в Виттенберге (напоминает Твиттер, правда?), а затем, благодаря печатному станку, его проповеди и труды смогли попасть уже в каждый дом.

Публичные дебаты 

Лютер участвовал в публичных дебатах с католическими богословами не только для того, чтобы показать красоту Евангелия всем людям, но и чтобы отстоять идеи оправдания по вере.

Давайте следовать примеру предшественников

Я думаю, что опыт Реформации может нам помочь сегодня в нашем онлайн благовестии. Хочу поделиться с вами некоторыми практическими соображениями:

Следите за словами

Во-первых, не используйте “инсайдерский” язык. Учитывайте, что вашу проповедь могут слушать абсолютно невоцерковленные люди, у которых нет никакого богословского багажа. Говорите просто — но “просто” не означает поверхностно. Просто значит доступно. Ведь слова являются всего лишь строительными блоками, которые помогают донести идею. Используйте такие слова, чтобы ваше послание было понятно и верующим, и неверующим людям. 

Можно начать свое онлайн богослужение со слов: “Христианство - это приглашение. Приглашение задать главные вопросы жизни. Приглашение найти надежду. Приглашение обрести прощение. Христианство - это приглашение на встречу с живым Богом”. Мне кажется, такой посыл мог бы заинтересовать скептика.

Используйте Интернет

Интернет - это печатный станок Гуттенберга 21 столетия. Сидя дома в Подмосковье ты можешь благовествовать человеку в Гуанчжоу. Разве это не удивительно? Мне кажется, что церковь применяла этот ресурс не совсем эффективно. Карантин - прекрасная возможность употребить свои телефоны для евангелизации и распространения Божьего Слова.  

Устраивайте дебаты

Мы можем привлечь больше внимания к некоторым вопросам, если будем использовать публичные дебаты. Недавно я проповедовал для студентов на тему “Бог в мире коронавируса”. Я сделал сравнительный анализ ответов разных мировоззрений и религиозных школ на вопрос о боли и страданиях в нашем мире. Контраст всегда усиливает восприятие. Что если сделать некоторые из ваших онлайн проповедей в виде гипотетического диалога? Например, “Круглый стол: Христос, Будда и Оскар Уайлд о страданиях и жизни среди боли”? 

Живите Евангелием

И последнее. В это время мы должны не только декларировать Евангелие, но и воплощать его в жизнь. Раньше методы евангелизации заключались в том, чтобы показать человеку сценарий, как в конце пути он предстанет перед Богом в день суда, и Бог спросит за его дела на земле. 

В 25 главе Евангелия от Матфея мы как раз об этом и читаем: 

“Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»". 

Заметьте, в этом отрывке Христос не спрашивает: есть ли у нас правильные доктринальные ответы, — хотя они очень важны. Он спрашивает о том, воплощала ли наша жизнь ценности царства Бога. 

Я не говорю, что нам стоит отказаться от богословских исследований и обсуждений. Я также не говорю, что нам нужно бросить все и стать борцами за социальную справедливость. Придерживайтесь своих ортодоксальных богословских убеждений, даже если вас преследуют за них. Но наша ортодоксальность должна дополняться ортопраксией - правильными действиями, мотивированными правильным пониманием Евангелия. Когда в это беспокойное время люди увидят, как вы воплощаете ценности Евангелия в вашей заботе, жертвенности, поддержке, то они захотят узнать, что же такого есть у вас, что дает вам силы проявлять бескорыстную любовь к другим людям, и сами будут спрашивать вас об этом. 

Приведу иллюстрацию. В нашей церкви мы приняли решение использовать все текущие сборы пожертвований на поддержку членов церкви, которые потеряли работу из-за пандемии, а также на поддержку нужд больниц и заботу о малоимущих и бедных. Мы открыто говорим об этом в социальных сетях не для самоутверждения, но для того, чтобы разрушить стереотипы о евангельской церкви и показать людям жизнь церкви “изнутри”. Я получил очень много сообщений от разных людей с признанием о том, что у них нет такого сообщества, где они чувствовали бы себя в безопасности, где могли бы испытать моральную, духовную и, в случае форс-мажора, даже временную финансовую поддержку. После наших бесед их начальный интерес всегда перерастал во что-то большее. 

Наше жертвенное служение и любовь друг ко другу идут в унисон со словами Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея 5:16).



«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.