Одиночество

Одиночество

Одиночество: кто не чувствовал его холода в своей душе, и кто не осязал его стены даже в окружении людей? Кто не слышал голос его собрата, отчаяния: «Никому ты не нужен»? Нет людей, которые не испытали бы на себе одиночества.

Мир говорит нам, что наличие друзей придает ценность человеку: «Человек без друзей что дерево без корней», «Человек без друзей что сокол без крыльев» – эти поговорки говорят о том, что полноценность человека зависит от друзей.

В христианских кругах этот вопрос часто игнорируется – если ты во Христе, то ты должен жить, не завися ни от кого и ни чего. Чувство одиночества якобы не может быть частью жизни зрелого христианина. Мол, мы призваны всех любить жертвенной любовью «агапе», не отвлекаясь на «филео».

И та, и другая установка являются полуправдами: с их точки зрения получается, что одиночество – враг, с которым нужно бороться. В результате мы бросаемся в две крайности: ищем дружбу, чтобы почувствовать свою ценность, или избегаем всяких тесных отношений, пытаясь сами в себе найти источник удовлетворения. Люди для нас или все, или ничто - а в результате мы сфокусированы на себе.

Но Библия – Слово, вдохновленное Богом, который Сам не одинок и пребывает в самом радостном общении – зовет нас к иному пониманию дружбы и отношений. Это понимание не похоже на аскетический подход к отношениям, но и не является болезненной зависимостью от людей. Друзья не делают нас полноценными. Но они необходимы нам. Библейская картина включает в себя и ощущение полноты в одиночестве, и связанность с людьми – и любовь «агапе», и любовь «филео».

О чем нам надо помнить, когда мы думаем об одиночестве?

Первое

Во-первых, помнить о большой картине нашей истории. Мы служим Богу, который не одиночка. Если бы наша религия была основана на таком Боге, то речи об отношениях не было бы. Бог был бы только повелителем, и все, что от нас требовалось бы – послушание. Зачем Богу-одиночке наше сердце: он не знает ничего о любви, о благе. Но мы созданы Триединым Богом, внутри которого существуют совершенная радость и любовь.

Это Он, этот Творец, заложил в нас одиночество. Лидия Браунбэк говорит в своей книге “Поиск Бога в одиночестве” (Finding God in my loneliness), что Бог создал Адама первым и сказал, что ему нехорошо быть одному: Адам должен был почувствовать свою недостаточность и увидеть, что не он является сам себе источником жизни и всего. Все в нем – даже эта нужда в общении – было заложено и удовлетворено самим Творцом. И целью той нужды является – подтолкнуть нас к благоговению (Еккл. 3:14) и поиску удовлетворения в Триедином Боге, для которого мы и созданы!

Эта нужда в общении была искажена враждой, когда Адам и Ева решили пойти своим путем, прочь от Бога. Пустота, образовавшаяся из-за отсутствия Триединого Бога в их жизни и разрыва в их отношениях, сопровождает нас везде, напоминая нам о нашей недостаточности, и о том, что в этом мире ничто не может заполнить эту дыру внутри размером с Бога.

Но теперь, омытые кровью Сына, мы призваны через Духа в общение с Сыном и Отцом (1 Ин. 1:31 Кор. 1:9)! В этом – невозможное чудо и потрясающее счастье Благой Вести: мы усыновлены, Бог-Отец любит нас любовью, которой Он любит Сына (Ин. 17:23) и Дух помогает нам в нашей слабости.

Поэтому христиане должны быть самыми удовлетворенными людьми на земле. Никакие обстоятельства, никакие привилегии не могут сделать нас более ценными и придать нашей жизни больше значения и смысла, или отнять их у нас: мы, Его дети, находимся в руках у могучего Отца, любящего нас самой нежной, самой ревностной, самой целенаправленной любовью.

Второе

Но эта восполненность совершается не волшебным образом, отдельно от материального мира, в мистической молитве и уединенной келье – а при помощи средства: людей! Бог дал Адаму спутницу и велел им наполнить землю людьми, сделав нас частью общества, и общество – частью нас. Бог сделал нас членами тела Христа, “полноты наполняющего все во всем” (Еф. 1:23). Апостол Иоанн пишет письмо, чтобы “и вы тоже присоединились и имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом” (1 Ин. 1:3). Апостол Павел молится, чтобы верующие могли “могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы...исполниться всею полнотою Божиею” (Еф. 3:18,19).

Как эти аспекты могут помочь мне в периоды, когда одиночество наплывает тяжелой волной? При том, что я принята в общение с Богом, одиночество так и сопровождает меня. Мы все еще живем в мире, который стонет от «тления», и грех все еще пронизывает каждую его сферу – включая отношения. Мы все еще ограниченные существа, как и было задумано. Принимая одиночество как часть жизни, с которой не надо бороться, нам надо двигаться по направлению вверх и от себя: к Богу, и к людям.

Что делать?

В свете всего, что написано выше, хочу дать пару советов всем из нас, кто сейчас испытывает одиночество.

Во-первых, всегда напоминай себе о большой истории, частью которой ты являешься. Каждый день напоминай себе об истинах из Ефесянам 1 и Римлянам 8: во Христе ты усыновлен, и наделен наследием наравне с Сыном. Ты призван в общение с Триединым Богом: это должно быть источником совершенной радости для нас (Ин. 17:13)!

Напоминай себе о Христе, приучи себя радоваться о Евангелии каждый день. Именно в нем раскрылся весь план Бога – и кто мы такие, чтобы скучать и зевать при упоминании Благой Вести и искать другой источник удовлетворения?

Возрастай в восхищении этим Творцом и Спасителем и всем, что Он совершил, что совершает сейчас, и что совершит в отношении Своих детей в будущем.

Это означает постоянное пребывание и рост в Его слове. Читай, заучивай, размышляй над ним. Изучай его, делись им. Сделай его своим хлебом!

Во-вторых, открой глаза: наше одиночество часто обосновывается тем, что мы зациклены на каком-то человеке или группе людей и хотим стать частью их сообщества… в то время как рядом с нами находятся люди, готовые принять нас, которые нужны нам, и которым нужны мы. Что мы ищем?

В-третьих, помни, что вокруг тебя каждый человек сделан из того же теста. Каждый испытал одиночество, какими бы красивыми ни выглядели его фотографии в инстаграме. И для каждого человека настоящие отношения означают труд и усилия!

Будь другом сам (Пр. 18:24) – людям из разных поколений, с разным опытом. Открой свой дом одиноким. Будь страннолюбивым: для этого не обязателен большой дом и много еды. Страннолюбивый человек замечает людей, видит их нужды, готов принять каждого за своего. Мэтт Чандлер говорит: есть два типа людей: те, кто идут по жизни с расположением: «Вот я!», и те, кто всей своей жизнью говорит: «Вот ты где! Как ты? Кто ты?» Ищи как послужить людям. Научись задавать вопросы и интересоваться людьми.

Лидия Браунбэк, цитируя стих из Ин. 12:24 о зерне, упавшем на землю и не умершем, говорит: оно осталось одно. В этом – библейский принцип того, как найти счастье и удовлетворение, и заключается он в том, чтобы умереть для себя, забыть о себе. Только забыв о себе, человек может найти себя и может найти истинное удовлетворение.

Этот принцип идет вразрез с тем, что советует нам мир и что естественно для нашего «я»: отовсюду нас ободряют жить для себя и искать источник в самом себе. Но в этом-то и секрет хождения с Богом: Он зовет нас туда, где Его мысли не похожи на наши, и Его план – включая на то, как функционирует наша душа – выше наших планов (Ис. 55:8,9), и Он дает все необходимое для исполнения Его воли.

Мы полноценны во Христе

Одиночество – часть жизни каждого из нас. Мы не можем быть самодостаточными – это место Бога. Но во Христе мы имеем полноту и этой полнотой мы призваны наслаждаться и делиться. Пусть одиночество будет не врагом для нас, но пусть оно толкает нас на большее наслаждение общением с триединым Богом, и на любовь к людям вокруг нас – жертвенную, теплую, дружескую и нежную.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.